- У меня такой вопрос. Проступки моего двоюродного брата по отношению ко мне, к нашей тете, вызвали мое осуждение, в котором я каялась на исповеди. Не могу его простить. Надо ли чтобы он покаялся, попросил у меня простить его? Ведь в евангельской притче должники со слезами, стоя на коленях, просили прощения.

- Понятно. Ситуация обыкновенная. Но, если даже он формально попросит у вас прощения, может быть, на колени встанет - вряд ли вас удовлетворят эти внешние проявления. Если он это сделает - прекрасно. Это значит, что человек осознал свою неправоту. Но работа будет проделана только с его стороны. А вы как христианка и крещеный человек должны проделать свой путь. Потому что покается ли он или не покается - это касается спасения его души. А нам с вами нужно думать о спасении нашей. И эта не заживающая рана может послужить препятствием для вступления в Царствие Божие. Или можно сказать, прихода Царствия Божьего в наше сердце. Потому что пока эта рана существует, Господь, Святый Дух не может в нашем сердце поселиться. То, что вы каялись - это хорошо. Но есть и путь, на который указал сам Спаситель: молитесь за обижающих вас и добро творите творящему вам напасть. Молиться за этого человека, чтобы Господь умягчил его сердце, чтоб он его наставил на путь истинный, увидел всю нехорошесть своих поступков. Молитесь с любовью, с сожалением. И если мы будем так молиться, то постепенно наша рана начнет затягиваться. А уж покается он или нет - это его дело. Понимаете, мы не можем на него в этом смысле повлиять. А если будем творить ему добро, тому человек, который с нами сотворил такую напасть, то мы его скорее расположим к добру. Злом к добру нельзя подвигнуть. Иногда люди вынуждены творить зло. Вот, недавний военный конфликт. Грузинские войска напали на неповинных людей. Ну, что осталось? Вынужденно принудить их к миру, использовать силу, что тоже зло. И люди погибли, и ничего с этим не сделаешь. Это была вынужденная мера. Но очень важно, чтобы не осталось зла в сердце, чувства мести. Потому что месть, обида будет убивать прежде всего нас. И не даст возможность нашему сердцу достичь мира. Вот того мира, о котором преподобный Серафим Саровский говорил: стяжи дух мирен. Поэтому то, что требуется с нашей стороны, мы должны сделать. А уж тот человек, наш, скажем, оппонент - мы не можем на него повлиять, кроме как делая ему добро. Тогда, может быть, его сердце и смягчится.