Закхей

…завтра первым из евангельских чтений будет отрывок из Луки, 19 глава, стихи 1-10: рассказ о Закхее – маленьком смешном человеке, занимавшимся выколачиванием недоимок в пользу местной администрацией, не забывая при этом и о себе. «Мытарь», насколько я понял из чтения различных исследований, это примерно тот, кого в 90-е стал называли у нас на аглицкий манер «рэкетиром». Мытари были не совсем налоговыми инспекторами, как то нередко толкуют: право взымать недоимки с соотечественников в пользу местной администрации, контролировавшейся Римом, покупалось на аукционе; кроме того, мытари бесстыдно обогащались за счет обираемых ими соотечественников, с которыми обращались достаточно бесцеремонно, если не сказать безжалостно. То есть были олицетворением продажности, алчности, бесстыдства и жестокости. Есть за одним столом с мытарем, не гнушаться общением с ним означало всерьез испортить себе репутацию. «Друг мытарей», как презрительно именовали Христа, означало в переводе на наш язык «друг бандюков», если не нечто худшее. Бандюков, действующих как бы на законных основаниях, от имени власти, к которой, к слову сказать, относились с тем же презрением, зная, что и она не более законна, чем действия «мытарей». При этом надо сказать, что понятие власти – метафизично по самой своей сути. И может быть особенно – власти денег, этой волшебной палочки по мановению которой открываются все сезамы, все «сады земных наслаждений».



Любая власть над человеком, если это не добровольно и с радостью принятая им власть Небесного Отца, есть власть бесовская, как и служение этой, не от Бога, власти как высшей инстанции есть идолослужение, продажа себя в рабство стихиям природным либо социальным. Жизнь общества, его умонастроение контролируется, как известно, экономикой, хотя, разумеется, ни ей одной. А там, где идет речь о деньгах, обычно молкнет голос совести – голос Божий, которому предпочитается другой голос – голос алчности.

«Деньги не пахнут», остроумно заметил Диоклетиан, введя налог за пользование общественными уборными, хотя каждый ощущал инфернальный, адский, серный запашок ничем кроме денег не пахнущих денег. «Деньги – кровь бедняка», так назвал свою книгу христианский писатель Леон Блуа, сознательно живший в нищете, чтобы остаться христианином. А кровь бедняка – это кровь Христа, бедняка из бедняков. Иными словами, богатство – дар Божий и если забыть о том, чей это дар – что зачастую и происходит – оно превращается в роковую власть, власть дьявола, держащего подвластного на этом крючке, заглатываемом все глубже. Но вернемся к Закхею.

Идя в Иерусалим Иисус проходит через древнейший из городов Земли, один из первых, известных историкам городов человечества – Иерихон. И именно презираемый всеми его гражданами Закхей становится самым, если вообще не единственным известным нам жителем Иерихона!

«Некто, именем Закхей, – пишет Лука, – начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».



Легко представить себе отношение к Закхею жителей Иерихона: этот коротышка, будучи начальником ненавистных всем мытарей, обирал не только народ, но и подчиненных ему негодяев, тянувших последнее из задавленных поборами соплеменников. Представьте роскошный особняк за высоким забором, охрану с автоматами и то, как смотрят на все это «лузеры» 90-х и сегодняшние безработные.



Кстати, из всех евангелистов Лука отличается особенным вниманием к теме богатства-бедности: горе вам, богатые, ибо вы уже получили богатство свое! – говорит в его евангелии Иисус, и здесь же – блаженны нищие, плачущие. Блаженны потому, что Царство Небесное – их Царство, Царство тех, кто здесь, в мире сем, страдал и отчаивался, не видя никакого выхода здесь, на земле, в этом мире, где только тот, кто платит, заказывает музыку.

В главе, предшествующей рассказу о Закхее, Лука приводит печальную историю о богатом юноше, захотевшем идти вслед за Иисусом, но оставвшим это намерение после того, как Иисус предложил ему продать все, что имел, раздать нищим и тогда уже следовать за Ним. Эпизод с Закхеем говорит о том, что богатые не только тоже плачут, но иногда оказываются и любопытны, как дети малые, и вот это-то их любопытство, заставляющее забыть о том, как они выглядят в глазах других, и оказывается их спасением.

Закхей во что бы то ни стало хотел увидеть Иисуса, идущего окруженным толпой и, как подросток, а возможно и вместе с другими подростками взобрался на дерево – он, начальник мытарей! Представьте себе забирающимся на дерево начальника ГИБДД или налоговой полиции, человека явно не первой молодости, сидящим на дереве и тянущим шею, высматривающим знаменитого проповедника, пророка, чудотворца, возможно, будущего главу государства, высматривающего не с целью что-то получить от него, а из чистого любопытства. И вот бегающие алчные глазки фокусируются на Сыне Человеческом, встречаются с глазами Иисуса и происходит невероятное: Иисус обращается к нему по имени и говорит, что придет к нему в гости! Что-то переворачивается в душе Закхея и это что-то – все бывшие у него до этого момента представления о жизни, людях, о себе самом. Собственно, этот переворот и есть то, что называют покаянием – необходимой для вхождения в Жизнь вечную «перезагрузкой». И это не просто глубочайшее внутреннее изменение, а и перемена жизни с возмещением ущерба всем, кто от тебя потерпел: «половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Он не готов продать все, что имеет, да Иисус и не требует от него этого, как не требует вообще ничего, зная душу и этого и всех остальных «мытарей», зная тайное страдание этой души, ее немой, непонятный ей самой вопрос, который был в глазах взобравшегося на дерево Закхея.

Что значит возместить вчетверо убытки каждому, кого ты обобрал, как не остаться на бобах? Впрочем, это уже не имеет значения: Закхей впервые в жизни оказался так сказочно, немыслимо богат! Богат тем богатством, о существовании которого не мог и догадываться: он приобрел себе в друзья Иисуса, и Тот сказал ему, что и он, и дом его – спасены! Его – презренного мытаря, дом, его, исковерканная, давно не чающая никакого «спасения» душа! И подумать только: всего лишь детское любопытство оказалось тому причиной! Не поэтому ли сказано: если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное? Дети – любознательны, дети не слишком-то беспокоятся каковы они в глазах взрослых, удовлетворяя свое любопытство, забираясь на деревья, чтобы увидеть, то, чего не могут увидеть без такого вот искусственного увеличения своего роста. Так и с Царством, прежде чем захотеть в него войти, его нужно захотеть увидеть. Просто потому, что с какой стати мне идти туда, о чем мне ничего неизвестно? И с другой стороны: если нет этого любопытства, нет интереса ко Христу – кто и чем может помочь в этом случае?

Именно поэтому подготовка к Великому Посту начинается каждый год с этого чтения о Закхее, напоминая об этом благословенном любопытстве как необходимом условии покаяния. Что толку было бы говорить о каком-то там покаянии, если нет искры интереса к Тому, не зная Которого все эти высокие слова воспринимаются как благочестивая, но скучная и в сущности праздная болтовня, разговоры в пользу бедных?

Итак, история Закхея – первая ласточка постной весны, времени внутреннего обновления, начинающегося, как и все вообще, с желания. «Человек следyет своему желанию. – напоминает эту очевидную истину о. Александр Шмеман, говоря о Закхее в книге «Великий пост», – Можно даже сказать, - продолжает он, – что человек сам есть желание, и эта основная психологическая пpавда о человеческой пpиpоде пpизнается в Евангелии. «Где сокpовище ваше,- говоpит Хpистос,- там и сеpдце ваше бyдет». Сильное желание побеждает пpиpоднyю огpаниченность человека. Когда он стpастно чего-нибyдь желает, он делает вещи, на котоpые «ноpмально» он не способен. Будучи «мал ростом», Закхей сам себя возвышает. Поэтому единственный вопpос заключается в том, пpавильно ли желание человека, напpавлено ли оно к хоpошей цели, нли, по словам экзистенциалиста атеиста Жана Поля Саpтpа, человек – «бесполезная стpасть». Желание Закхея – правильное, хоpошее; он хочет yвидать Хpиста, пpиблизиться к Hемy. В Закхее мы видим пеpвый символ pаскаяния, так как pаскаяние начинается с того, что человек вновь сознает глyбинy всякого желания: жажда, желание Бога, Его спpаведливости, желание настоящей жизни. Закхей – «мал», мелок, гpешен и огpаничен; и вот его желание пpевосходит и побеждает все это. Он yсилием пpивлекает внимание Хpиста, пpиводит Его в свой дом. Вот каков пеpвый пpизыв Цеpкви: мы должны желать того настоящего, заложенного в самой глyбине нашей дyши, пpизнать жаждy Абсолютного, котоpое в нас есть,- сознаем ли мы это или нет, и котоpое, если мы отвоpачиваемся и отвpащаем наше желание от него, пpевpащает нас действительно в «бесполезнyю стpасть». И если мы достаточно глyбоко, сильно желаем. Хpистос нам ответит».

Желание видеть Христа каким бы несовременным и потому смешным ни казалось это желание...

o-k-kravtsov.livejournal.com/188028.html